Никто не любит критики в свой адрес, я ее тоже не люблю. Но здесь есть один важный момент — от кого исходит критика. Если этот человек дорог мне и внушает к себе уважение, то я обязательно прислушаюсь к его мнению и попытаюсь исправить ситуацию. Ну а если этот человек для меня ничего не значит, то и обращать внимания на его высказывания не стоит. Но неприятный осадок все равно останется.
Мы нуждаемся в уважении и доброжелательности окружающих. Для многих из нас важна реакция других людей, когда мы появляемся в обществе с новой прической или в новом костюме. Ведь, не стоит лукавить, мы сделали эту прическу и одели этот костюм в надежде произвести хорошее впечатление. Но из ста слов похвал, почему то запомним, одно — едкое слово критики. К хорошему привыкаешь быстро, а на плохое всегда реагируешь болезненно.
Кто такие тролли ?
Особенно неприятными, обидными и злобными бывают комментарии под постами и фотографиями знаменитостей в интернете. Это уже даже не критика, а хамство какое то. И пишут их те, кого называют троллями. Им все равно на ком оторваться, главное сбросить свой негатив и потешить самолюбие. Вот уж на кого реагировать вообще не стоит.
Критика сопровождает нас всю жизнь. Сначала критиковали родители, бабушки и дедушки. Так они учили нас правилам жизни и взаимоотношениям между людьми. Потом друзья с помощью критики выражали свои предпочтения, определяли личные границы и пытались нас изменить. В школе, в ВУЗе, а потом и на работе, везде находились критиканы. Работодатели вообще считают своим долгом критиковать своих сотрудников, чтобы не расслаблялись. А коллеги по работе! Это еще одна категория людей жаждущих нас покритиковать, особенно на глазах начальства. В семье тоже можно столкнуться с критикой, если нет понимания и уважения, а только взаимные упреки и замечания.
Учитесь правильно критиковать
Чтобы правильно принимать критику, надо научиться правильно критиковать самому. Так считают многие психологи и советуют придерживаться правил грамотной критики. Это искусство деликатности и такта, которому не учат в школе и университете, и уж тем более на работе, где некоторые руководители злоупотребляют своим служебным положением и неправильно общаются с людьми, которые от них зависят.
Я изучила шесть правил грамотной критики и теперь хочу поделиться ими с вами, уважаемый читатель. Если вы дочитали статью до этого момента, значит вопрос критики для вас тоже актуален, как и для меня.
Шесть правил правильной критики
Правило первое: если событие, за которое хотелось бы покритиковать уже произошло, то делать этого не стоит. Молчите. Как бы сильно вам не хотелось высказаться, поделиться своим мнением и разочарованием. Изменить уже ничего нельзя, поздно. Забудьте. Подумайте о том, что в нас самих много такого, что нужно исправить. Так что не тратьте время на то, что уже невозможно изменить.
В вашей жизни были такие моменты? В моей, да. И мне сейчас за них очень стыдно. Жаль, я не знала тогда этого правила.
Правило второе: высказывать человеку свои критические замечания нужно наедине. Никто не любит публичных унижений. Так что сдержитесь, подождите подходящего момента и, прежде чем начать, успокойтесь и сосчитайте до десяти. Гнев и злоба худшие союзники в таком деле.
Правило третье: начните разговор с хорошего. Похвалите человека хотя бы за то, что он мужественно принимает вашу критику. Или еще за что то, что вызывает у вас восхищение и уважение. Ведь любого человека есть за что похвалить. Будьте искренни и говорите только о том, что действительно заслуживает похвалы.
Правило четвертое: будьте конкретны. Выражайте понятно свою мысль и, если не можете правильно ее сформулировать, лучше вообще не критикуйте. Когда вы сами не можете ясно выразить, что имеете в виду, не стоит ожидать, что вас поймут правильно.
Правило пятое: помогите человеку понять и поверить, что он может все исправить и изменить ситуацию к лучшему. Такая установка дает возможности для корректной критики.
И правило шестое: одобрите исправления. Если у вас нашлось время для критики, найдите его и для похвалы за улучшения. Честно оценивайте усилия человека. Это естественно для дружеских отношений.
Личное мнение
Мне бы и самой хотелось, чтобы тот, кто меня критикует придерживался этих правил и понимал, что если я и сделала что то не так, то это не трагедия и при поддержке и понимании с его стороны, я могу все исправить.
Каждый может ошибиться и мы с вами не исключение, но у нас есть возможность все сделать правильно, если попробовать ещё раз.
Теперь, когда мы знаем как критиковать других правильно, мы будем спокойней и без нервов воспринимать чужую критику. Эти знания помогут нам с пользой для себя принимать критические замечания и делать выводы.
Взгляд со стороны
Чтобы правильно оценить ситуацию, попробуйте взглянуть на нее с другой стороны.
Вы видите двух людей машущих руками и доказывающих каждый свою правоту. Может лучше перестать оправдываться и послушать в чем суть претензий, найти в них рациональное зерно. Если человек компетентен в том, о чем говорит и пытается вам помочь, а не подавить и унизить, то попросите его помочь разобраться в сути проблемы и дать вам совет, как исправить ситуацию. Возможно, тот, кто вас критикует, сказал что то стоящее и заслуживающее вашего внимания. Попросите собеседника быть поконкретнее и постарайтесь его понять. Критика может содержать ценную информацию для вас, даже если она кажется вам резкой и надменной.
Если вы согласны с тем, что критика в ваш адрес справедлива, примите ее с благодарностью. Если же, нет, не стоит возмущаться и доказывать свою правоту. Это не имеет смысла. Сохраняйте спокойствие и продолжайте двигаться вперед. Не стоит расстраиваться и раздражаться из-за чужих слов, которые не имеют для вас никакого значения.
В любом случае нам придется постоянно сталкиваться с критикой. Хорошую воспринимать с пользой для себя, а плохую забыть, как можно скорее.
Свежие комментарии